На празднике Ивана Купалы

4 июля 2022 г.

На озере Половинное на базе отдыха Татьяны Хлебниковой состоялся праздник, посвященный празднику Ивана Купала . В празднике приняли участие жители г.Копейска, поселка Старокамышинского, дети, казаки Смолинского и Тугайкульского поселков Челябинской станицы 3-го Троицкого отдела ОКВ.

Среди мероприятий праздника вызвал интерес участников мастер — класс обработки дерева, показанный казаком С.Н.Миловановым.

Праздник Ивана Купала (24 июня по старому стилю, 7 июля по новому) приходится на день летнего солнцестояния и самую короткую ночь в году. В православной традиции полное название праздника — Рождество Иоанна Предтечи (Крестителя). Свое название — Купала — праздник получил от припевки древней обрядовой песни. Со временем в народе значение этого слова стало объясняться традицией обливания в этот день водой и вообще началом купального сезона. Вместе с другими православными отмечали этот праздник и в казачьих станицах.

Сохранилась легенда, согласно которой в давние времена Иван Купала избавил людей и все живое от нечистой силы. Когда закончилось сражение, он искупался в реке, а вся природа радовалась его победе и ликовала. Даже солнце в чистом небе заиграло, переливаясь самыми разными волшебными яркими цветами.

Ночь накануне Ивана Купалы считалась временем наибольшего противостояния добрых и злых сил. Злые силы для обычного человека были в это время особенно опасны, однако у наиболее смелых и любящих риск казаков появлялась возможность стать обладателем магического цветка папоротника, расцветавшего в лесу в полночь.

По представлениям казаков, хозяин этого цветка с его помощью мог находить спрятанные в земле несметные сокровища, а также начинал понимать язык животных, птиц и растений, ему становились известны мысли людей. Но только мало кому удавалось заполучить этот цветок.

Во время его цветения нечисть особенно старалась во что бы то ни стало помешать смельчаку. Она поднимала такой вой и визг, что отчаянные в обычной жизни «сорвиголовы» чаще всего не выдерживали испытания и в ужасе убегали, а иногда и вовсе сходили с ума или пропадали без вести.

Для преодоления страха отважившийся на такой подвиг казак должен был соблюдать некоторые обязательные правила. Например, на поиски цветка нужно было отправляться ближе к полуночи. По пути запрещалось оборачиваться и разговаривать с кем бы то ни было. Придя на место, нужно было ножом очертить вокруг себя круг.

Сохранилось немало рассказов о том, что даже завладевшему цветком казаку долго еще приходилось скрываться от нечистой силы, хитростью или за деньги возвращавшей цветок. Зато о тех удачливых смельчаках, которым цветок сохранить удавалось, станичники с завистью говорили: «Это казак очень знатный стал и богатый». К таким казакам относились с насто­роженностью, поскольку считали, что обладатель цветка мог стать колдуном.

А те, кому дороже была спокойная жизнь, накануне Ивана Купалы просто отправлялись в поле или же в лес на сбор лекарственных трав. Казаки верили, что целебные свойства растений в это время усиливались, потому что «Иван обмывал их».
Наступало время приготовлений к празднеству, главное участие в котором принимала молодежь и подростки. Первым делом казаки освящали воду в реке. С этого момента разрешалось купание — вплоть до праздника Святого Ильи (2 августа). Во многих станицах долгое время сохранялся обычай обливаться водой, а в некоторых станицах обливали всех Иванов.

Девушки в это время плели венки из мака и «разноцветки». Главное назначение таких венков — это, конечно, гадание, чаще всего о замужестве: выйдет или не выйдет девка замуж, скоро ли, в какую сторону. Для этого венки пускали на воду: если плыл венок — значит, замужество скоро. В некоторых станицах гадали на «жизнь-смерть»: поплывет венок — жизнь, утонет — смерть. Иногда эти венки девушки приносили на свои огороды и клали их на капусту — чтобы кочаны уродились большими.

Ключевой момент праздника наступал ближе к вечеру. Незамужние казачки собирались вместе, разводили костер и устанавливали возле него заранее подготовленную ветку вербы или облепихи («дерезы»). Ее украшали живыми цветами, конфетами, яблоками, игрушками и венками.

В ожидании парней девушки пели и водили хоровод вокруг ветки. Когда приходили парни, начиналась шуточная песенная беседа. Затем парни по очереди «сигали» через костер и старались отобрать «дерезу» у девушек. Отобрав ветку, бросали ее в реку. Иногда ветку украшали снова, и все вместе с песнями несли его к реке и пускали затем по течению.

Часто праздник оканчивался «побиванием камнями» плывущей ветки — символа ведьмы или даже всей нечистой силы, которая с торжеством лета должна была навсегда уйти в небытие.

Другие новости

г.Троицк. Городской дом культуры. Здесь в 2005 году начал свою работу Троицкий казачий культурный Центр «Родник»

С 2012 года в здании работает казачий культурный Центр г.Троицка и Троицкого района (руководитель Анатолий Ткачев, Заслуженный работник культуры РФ)

Объявления