Троицк. Начало...
4 марта 2021 г.
К 30-летию 3-го Троицкого отдела ОКВ
В предлагаемой информации мы расскажем о городе Троицке — центре 3-го казачьего отдела. Начинался город, как и многие поселения Южного Урала, с казачьей крепости. Троицкая крепость была основана бригадиром И.И.Неплюевым в 1743 году в День святой Троицы.
Троицкий краевед Н.А.Аблина в своей работе о Троицке 18,19,20 веков описала множество интересных событий. В ней можно прочитать, что Троицк, глухая провинция, «расстоянием от столичных городов Москвы в 1775, Санкт-Петербурга в 2485, а от губернского Оренбурга в 775 верстах», за 18 век приобрел черты города. В 1749 году командир Троицкой крепости полковник Бахметьев, выполняя приказ губернского начальства, ускоренными темпами развернул строительство Менового двора и с тех пор это торговое сооружение попадает в поле зрения многих историков и географов, которые оставляют о нем многочисленные записи.
Петр Паллас, путешественник и географ, пишет о Меновом дворе так: «Состоит оной из деревянного, просторного четырехугольника, разделяющегося на сени, влево биржа для бухарцев, вправо для внутренних купцов и из большого кругом мелочными лавками обстроенного места для киргизской торговли». В то время Меновой двор был укреплен несколькими пушками, окружен рвом и земляным валом. Для купцов внутри двора были построены 600 лавок, открыта таможня со штатом сотрудников, 6 кладовыми и амбарами.
Таможенные документы позволяют судить о размахе тогдашней торговли и о составе товарооборота. Бывали годы, когда здесь обменивали от 3 до 5 тысяч лошадей, 15-25 тысяч баранов и ягнят. Среди приезжавших сюда купцов были московские, тульские, ростовские, тюменские. Их товаром были железо и металлические изделия, кожи, сундуки, ткани, краски. Но многие годы на Меновой двор доставлялся и другой товар, о котором было известно далеко за пределами Троицка.
Этим товаром были рабы. Их выставляли на продажу или обмен наравне с крупным и мелким рогатым скотом, наравне со шкурами и коврами, например, молодая девушка стоила 15 рублей. За 10 лет с 1752 по 1762 годы здесь было продано 200 калмыцких детей, Именно их, выловленных в бескрайних степях ,поставляли на Меновой двор. Троицкий купец Маршалов однажды получил такое письмо: «Милостивый государь мой Иван Семенович! На врученные Вам от меня деньги по находимости Вашей в городе Троицке, при Меновом дворе прошу выменять на меня двух каракалпачонков и доставить их ко мне в Златоустовский завод. Подлинный подписал Марко Матвеевич Зубов, шихтмейстер , 27 сентября 1817 года».
Многолюдье, пестрота, нескончаемые потоки продавцов и покупателей, верблюды, лошади, люди в причудливых одеяниях — все смешивалось на Меновом дворе в невероятно красочную картину. Ржали чистокровные скакуны, кричали верблюды, лилась незнакомая гортанная речь. Сплошными кучами лежали груды сукна, текинские и бухарские ковры оригинального рисунка. Под навесами стояли кули с грецкими и миндальными орехами, сушеными фруктами. Все это переливалось в лучах яркого солнца и заслоняло лица людей, выставленных на продажу.
В конце 18 века землемер Головачев, выполняя важное государственное дело, составил документ, который озаглавил: «Город Троицк и его селитьбенная земля». О Троицке в этом документе он свидетельствует: «...расположен на возвышенном ровном месте при большой столбовой дороге, лежавшей из города Уфы и поближности реки Уя. Выстроен по прожектированному плану, имеет фигуру правильного параллелограмма... В оном городе ежегодно бывает ярмонка, которая начинается с июня и продолжается по октябрь, ... где и бывает, с приезжающими из разных российских городов и того города жительствующими купцами и мещанами, тем привозным товаром при состоящем Меновом дворе с заплатою в казну узаконенных пошлин, продажа, а с киргизцами на лошадей, рогатой крупной и мелкой скот, мерлушки, разных зверей шкурки — мена».
К 1785 году в Троицке в дополнение к официальным зданиям, домам городских чиновников и офицеров, уже было построено 12 купеческих домов, 13 мещанских и 96 разночинских. Строятся церкви и мечети, появились дома для священников, 48 деревянных лавок, построены салотопня и мясные ряды. Строительство продолжается согласно строгой планировки «правильными улицами, по законам классического регулярства».
Однако мирная жизнь города была нарушена, когда в мае 1774 года Троицкая крепость была взята штурмом пугачевскими войсками. Это событие, пожалуй, явилось наиболее памятным в биографии города в18 веке. Предание гласит, что «буйная челядь заняла храм (Свято-Троицкий Собор) и сделала в нем конюшню, а на престоле были поставлены корыта для овса и лежали связки сена». Со слов церковного старосты Михаила Дмитриева, очевидца тех событии, пугачевцы жестоко расправились с комендантом крепости ,священником и их женами.
Провозгласив себя «царем Петром 3, внуком Петра 1», Емельян Пугачев в одном из своих манифестов писал: «Я — ваш законный император. Жена моя увлеклась в сторону дворян, и я поклялся истребить их всех до единого. Они склонили ее, чтобы всех вас им отдать в рабство, но я этому воспротивился». Манифест заканчивается заверением, что в результате победы он пожалует казаков, башкир, калмыков и татар «...рекою с вершины и до устья, землею и травами и денежным жалованием, и свинцом и порохом, и хлебным провиантом, и вечною вольностью...»
Уже через полмесяца 2500 повстанцев, вооруженных 20 пушками, захватили ряд редутов и крепостей и блокировали губернский центр — город Оренбург. Несмотря на недостаточно прочную оборону Оренбурга, осада города продолжалась более 6 месяцев, что позволило правительственным войскам скопить силы и переломить ситуацию. В одном из своих писем Екатерина 2 писала: «В несчастьи сем можно почесть за счастье, что они, канальи, привязались два месяца целые к Оренбургу, а не далее куда пошли».
К началу зимы 1774 года в руках повстанцев находилась территория, охватывающая Башкирию, Поволжье, горно-заводской Урал. Комендант Троицкой крепости бригадир Фейервар просит Сибирского губернатора Д.И.Чичерина о боевом подкреплении и уведомляет президента Военной коллегии графа Чернышова о том, что: «Возмущение в здешнем краю так опасно, что я не могу преминуть Ваше сиятельство об этом уведомить».
Однако время постоянных побед пугачевцев миновало. В марте 1774 года правительственные войска под командованием князя Голицына нанесли пугачевцам серьезное поражение под Татищевой крепостью, а части полковника Михельсона освободили от блокады Уфу. Пугачев отступил на Яик, затем к Башкирии. Набрав новых сторонников, оправившись от былых потрясений, Пугачев со всей мощью бросился на штурм очередных крепостей и редутов. 6 мая пала крепость Магнитная, затем Петропавловская и Степная, а 19 мая пугачевцы подступили к Троицкой крепости. Сам Емельян Иванович обосновался на взгорке у слияния рек Уй и Увелька, в последствии названном Пугачевой горой.
Пугачевцы первым делом ударили изо всех своих пушек по святому храму и ринулись на штурм. Сопротивление длилось недолго. После захвата крепости пугачевцы основательно почистили пороховой погреб, артиллерийский цейхгауз, подчистую вымели все, что было в провиантском складе, в винном погребе, в лавках торговцев и домах гарнизонной знати. Все, что было захвачено, отправлялось к месту привала пугачевцев, где шло пиршество победителей.
Но веселье продолжалось только до утра. Не успели одуматься от хмельного загула пугачевцы, как пришлось им срочно подниматься по тревоге. Оказывается навстречу наступающим пугачевцам, без привалов и отдыха, уже неслись драгуны под командованием начальника Сибирской линии генерал — поручика Деколонга. Бой продолжался до 11 часов дня и завершился разгромом армии повстанцев. 4000 пугачевцев нашли покой в троицкой земле и вскоре остатки пугачевской армии навсегда покинули территорию будущего Троицкого уезда.
Любопытно, что после подавления восстания, в бумагах пугачевского штаба были найдены списки членов офицерских семей, намеченных к казни. Среди них — жена капитана Крылова и его пятилетний сын Иван. Как пишет челябинский историк В.Ф.Мамонов, в случае успешного штурма города, будущий великий баснописец, уроженец нашего города, Иван Андреевич Крылов должен был бы висеть на одном из столбов в Яицком городке.
Правительство приняло экстренные меры по разгрому восстания. На театр военных действий против Пугачева были брошены лучшие войска и лучшие полководцы, например, генерал-поручик А. В. Суворов. За поимку Пугачева была назначена награда и вскоре, преданный своими соратниками, Пугачев был схвачен и отправлен в Москву. Любопытно, что в записках А. С. Пушкина, относящихся к истории Пугачевского бунта, есть заметка, что в составе правительственных войск служил и будущий великий поэт Г. Р. Державин.
Месть победителей была едва ли не страшней, чем все кровавые подвиги пугачевцев. Тысячи повстанцев, — казаков и крестьян, русских, башкир, татар, чувашей, были казнены без суда. После разгрома войск Пугачева жизнь в Троицкой крепости значительно изменилась, ужесточился комендантский режим, большинство комендантов стали назначаться из иностранцев. Например, сразу же после освобождения в Троицкую крепость командируется полковник Фок «с целью приведения оной в оборонительное состояние», с 1787 года комендантом Троицкой крепости назначается полковник Кирштень.
2 мая (по старому стилю) 1784 года императрица Екатерина 2 в именном Указе повелела: «...Троицкую крепость по выгодности ее положения... учредить уездным городом». Получив статус города, Троицк приобрел экономическую самостоятельность, которая сыграла большую роль в становлении купеческого сословия и в преобразовании внешнего вида молодого города.
Шло время. Степь отступала. Купеческие и мещанские дома отвоевывали у нее все большее пространство. В городе появились главные улицы Береговая, Оренбургская, Базарная, Нижегородская, ныне улицы Красногвардейская, Октябрьская, им.Ленина, Советская, которые пересекались перпендикулярными к ним переулками Бакакинским, Соборным и Татарским, ныне улицами Пионерской, Володарского и 30 лет ВЛКСМ. Были построены деревянные винные и соляные магазины, денежные кладовые, присутственные дома, гостиный двор.
В Троицке были учреждены шестигласная Дума, городской голова, создан уездный суд, земской суд и уездное казначейство. К концу 18 века в Троицк переселилось немало мусульман и в 1785 году в Троицке появились мечеть и караван-сарай. В Татарском переулке было начато строительство мечети со школой (медресе) и общежитием. В 1790 году открывается военно-сиротское отделение для обучения солдатских детей. В 1797 году в городе более 400 учеников. Растет численность троицкого населения, например, прихожан в то время в Троицке насчитывается более 3 тысяч, среди них купцы, мещане, казаки и дворовые люди.
Жизнь в городе течет неспешно, хотя с каждым годом набирает обороты Троицкая ярмарка. Она приобретает общероссийское значение, а вскоре становится третьей по значимости после Макарьевской и Ирбитской. Ярмарка диктует уклад жизни, определяет состав населения. Купцы со всей России приезжают сюда торговать, многие оседают здесь, открывают свое дело. Благодаря ярмарке, в Троицк стремятся и иностранцы, некоторые из них развернут здесь свои предприятия.
Основными торговыми центрами, влияющими на товарооборот Троицкой ярмарки, были в то время Самарканд, Бухара и Ташкент. Эти древнейшие на земле города, через которые пролегал знаменитый «Шелковый путь», как магнитом притягивали к себе огромный поток разнообразных товаров, поступающих сюда не только из городов Хивинского, Кокандского и Бухарского ханств, но и из Персии, Турции, Индии и Китая.
К примеру, из Багдада поступали партии пряностей, фиников, мака. Из Кашгара и Джизака доставлялись шерсть и кишмиш, хлопок и рис. Из Хорезма — хивинские халаты, шапки, ичиги. Из Чарджуя и Ташауза — каракуль и ковры. Термез, Коканд, Ходжент и Ургенч славились фруктами и восточными сладостями. Всемирной известностью пользовались изделия мастеров из Гиссара и Хорасана, их ножи и клинки из булатной стали были вне конкуренции. Караванщики из Индии и Китая доставляли один из самых ходовых товаров — чай. Об объемах его поставки говорит огромное количество его марок, предлагаемых к продаже, от высокосортных байховых до зеленых, черных, кирпичных и плиточных.
Появляется немало описаний нашего города этнографического характера. Землемер Головачев в своих «Экономических примечаниях» о Троицке пишет так: «Воздух в оном чистой и для жителей здоровый... Население пользовалось водой из реки Уй, который в жаркое летнее время шириной бывает в 20 сажен, глубиною в пол-аршина... Жители оного города упражняются в хлебопашестве и сенокошении, также водят немалое скотоводство... Производят всякие овощи, как-то: арбузы, дыни, капусту, огурцы, свеклу, репу, морковь, картофель, бобы и горох».
А наш город неторопливо вступает в век 19, век серьезных перемен во всех сферах жизни троичан, когда из тихого провинциального городка, Троицк становится одним из центров бурных общественных потрясений (продолжение следует).
https://yandex.ru/images/search?text=%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B%D0%B...
Краеведческая работа в 116 школе
День Памяти и Скорби в Троицкой станице
Огневая подготовка в 116 школе
Конкурс детских рисунков в 116 школе
Зимний Круг ЧРО МОО ОКВ (3-й Троицкий отдел)
Казачья зарничка в бобровском детском саду
Праздник Весны в Чуриловском поселке
Казаки Челябинской станицы встречают праздники
Рождественская вечеря Чуриловского куреня
Стрелковая подготовка в Чуриловском курене