Станица Каратабанская

28 марта 2021 г.

К 30-летию 3-го Троицкого отдела ОКВ

Это поселение было основано на месте выселка из Еткульской крепости в 1744 году. Расположено оно на берегу озера Каратабан, отсюда и произошло название будущей казачьей станицы 3-го Троицкого отдела ОКВ.

Местность вокруг поселения изобилует мелководными озерами, болотами, к востоку от него — многочисленные перелески. В 1795 году в поселении было 23 двора и проживало 156 жителей, на начало 20 века население увеличилось до 1376 человек.

Казаки Каратабанской станицы 11-го казачьего полка ОКВ занимались скотоводством, хлебопашеством и участвовали во всех войнах, которые вела Россия. Во время 1-й Мировой войны (1914–18) житель станицы вахмистр Егор Иванович Чернев стал полным Георгиевским кавалером.

В 1900 году в станице было две школы (для мальчиков и девочек), 3 ветряные мельницы, 236 дворов. В 1863 году был построен православный храм.

Народ в Каратабанской жил зажиточно, поутру из села на выпас выходило три табуна, а местные казаки отправляли свою сортовую пшеницу и горох на Всемирную Лондонскую выставку. Но — грянул лихой 1917 год. Новая власть сразу признала в казаках опасных врагов, только за то, что они верили в Бога, умели работать на земле и в трудную годину с оружием вставали на защиту Отечества. Советская власть притесняла казаков потому, что боялась их. Это была единственная сила в стране, которая могла поднять народ на восстание. Вместе со служивыми людьми уничтожали и духовенство.

Челябинская журналистка Светлана Бацан побывала в современном Каратабане, поговорила с жителями и делится своими впечатлениями о жизни потомков оренбургских казаков — каратабанцев: «Первый «каток» прошелся по станице сразу же после революции. Тогда компания по расказачиванию и раскулачиванию прошла в станице с перевыполнением плана. Вот что вспоминает потомственный казак Алексей Михайлович Горбачев: «Дед рассказывал: мы, говорит, посеяли пшеницу, семья большая была, сеяли много. А колхозники ходили с флагами и с транспарантами, отмечали Первомай, „Ура!“ орали.

У нас уже все взошло, а они только начали сеять. А год засушливый попался. У нас успело зерно силу набрать — мы посеяли-то вовремя — „сей в грязь, будешь князь“. А они-то в сухое. У них кое-где взошло, а у нас уже заколосилось.

Они хватились — давай нас раскулачивать. Дед шашку снял, сматерился, на коня сел и пошел воевать. Последний раз его видели в Крыму у Черного моря — когда белые эмигранты на корабли садились. Мы даже не знаем, жив он или нет. Уплыл или нет».

Любой местный житель покажет вам место, где в 20-е годы красноармейцы порубили казаков. Просто вывели за клуб, достали шашки и изрубили одного за другим. Последнего казака оставили живым — чтобы другим рассказал. А он уж приготовился...

В советские годы Каратабан лишился лучшей части своих жителей. В марте 1931 года арестовали приходского священника Ивана Святченко. В сороковом году разрушили до основания местный храм. Как это было, рассказывает Алексей Михайлович Горбачев: «Уполномоченные с кобурами ходили. Никто не хотел идти храм рушить, заставляли — трудовая повинность была. Кто провинился, кто в приказном порядке. Моего дядьку погнали, он взял лом, замахнулся и попал себе в ногу. Потом до конца жизни хромал. А храм-то долго разобрать не могли».

Революционные события хоть и подкосили каратабанцев, но из седла не выбили. Запаса прочности хватило. Даже согнанные в совхоз, они работали на совесть, и в советские годы хозяйство было одним из лучших в области. Молоко, мясо, зерно — всего здесь производили в избытке. Почти в каждом дворе держали скотину. В селе появилась даже своя музыкальная школа.

В 1930 году в Каратабане был организован колхоз им. Молотова, который впоследствии объединился с колхозом им. Ворошилова (деревня Кузнецово) под новым названием «Заря». С 1932 в Каратабане работала МТС, которая обслуживала 16 колхозов. В 1936 открылась первая изба-читальня. Колхоз закупил книги, сельсовет выписал газеты. В клубе женщины организовали хор, молодежь ставила спектакли.

В 1962 на территории села разместились центральная усадьба и 1-е отделение совхоза «Каратабанский» (с 1992 — ТОО «Каратабанское», ныне СХП «Каратабанский»). В 1986 в селе расположился филиал Еманжелинского ПТУ по подготовке трактористов широкого профиля. В Каратабане построили среднюю школу, детский сад, ДК, библиотеку, фельдшерско-акушерский пункт, филиал Еткульской ДШИ (социальная база села создана ,в основном, в 1960–80-х гг.).

В селе установлен памятник землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. В 1995 году был освящен молельный дом, построенный на месте бывшего дома священника Свято-Михайловского храма.

В селе помнят земляков — детского писателя В.Н.Кузнецова, композитора Ю.М.Важенина, директоров совхоза Г.С.Садовского, Героя Социалистического труда А.П.Маслихова, орденоносцев М.Ф.Чирскую, И.П.Батурина, Заслуженного зоотехника России В.А.Сергеева.

Но долго пожить по-человечески люди так и не успели: началась перестройка, а потом и лихие 90-е наступили. Однажды утром доярки пришли на работу, а в коровнике — пустота. Руководители хозяйства ночью вывезли и продали весь скот. Потом распродали технику. Зачем-то вырубили яблоневый сад. Сейчас на его месте — пустырь. Там, где когда-то росли гречка и арбузы — бурьян.

Сам Каратабан давно уж потерял добротность и исконный сельский дух — на целую улицу один тощий теленок, да пара курочек. Дома какие-то серые, заборы не крашены, резных наличников не найдешь, даже кусты черемухи в палисадниках выглядят очень уныло. Да и народу в селе сильно поубавилось — теперь каратабанцев стало столько же, сколько было в начале 20 века. Вот такая картина является взору путешественника, хотя и путешественников-то в Каратабане нет: кому интересно смотреть на разруху?

Кого ни встретишь на улице, обращаешь внимание на глаза. У ребятишек — ярко-синие, у стариков — пожившие, выцветшие, даже местный загорелый пьяница приветливо щурит голубой глаз. Вот, пожалуй, и все, что осталось в них от предков — лихих оренбургских казаков.

По деревенской улице бежит девчушка в белых колготках и великоватой кофточке. Принарядилась. Недавно у нее погиб отец, мать беспробудно пьет. А девочка спешит на занятия в воскресную школу. Школа — это громко сказано, всего-то одна комната в доме священника Евгения Егунова. Но здесь тепло, уютно и здесь всегда ее ждут.
В школе учат детей рукоделию, рисованию, дети разыгрывают сценки и даже ставят спектакли, — рассказывает отец Евгений. — Конечно, все это на любительском уровне, все занятия ведет моя жена и еще одна неравнодушная прихожанка. Кроме моих детей и детей моего брата сюда приходят ребятишки из неблагополучных семей. Нередко — голодные. Первым делом я их спрашиваю: кушали ли они сегодня?

Воскресную школу в Каратабане посещают 30 ребятишек. Они ни разу не покидали пределов родного села. Главная мечта отца Евгения Егунова — свозить детей в Челябинск, в областной краеведческий музей. Для этого нужен автобус. Может, найдутся неравнодушные люди, у кого есть возможность помочь с транспортом?

Отец Евгений служит в Каратабане с 2001 года. Приехал в село с одним чемоданом, женой и сыном. Хозяйство ему досталось незавидное: небольшая церквушка на фундаменте старого дома, озлобленные и разуверившиеся люди. Каждый сам за себя, а что может быть печальнее для деревни?

Поначалу даже опускались руки, но однажды отец Евгений прочитал у Николая Сербского: «Если хочешь изменить село — измени себя. Если хочешь понять людей — нужно их полюбить». И священник перестал задавать себе мучительные вопросы. Взял в руки лопату — вскопал с прихожанами огород. Теперь после каждой службы прихожане вместе обедают, как и положено в большой семье.

Под столетним вязом вместе с помощниками соорудили что-то вроде альпийской горки, высадили по всему церковному двору деревья, цветы — чтобы глаз радовался. На входе в храм повесили стенгазету. В этом году вместе с ребятишками придумали новую традицию: вешать на дерево расписные пасхальные яйца. Теперь в Каратабане есть звенящая береза: на ветру ветки качаются и яйца дзынь-дзынь... Вроде бы все это — мелочи, а как-то спокойнее становится на душе.

«Все равно рано или поздно русский человек проснется. Любой человек хочет счастья — верующий или неверующий» — говорит отец Евгений.

Сегодня в селе работают 18 индивидуальных предпринимателей, 5 фермерских хозяйств, ООО «Прогрессивные технологии», «Челябдревуголь», ОАО «Челябинская птицефабрика» и «Золотой улей». Дай Бог, в бывшей казачьей станице над свободной землей снова зазвучат веселые казачьи песни!

В информации использованы материалы статьи журналистки Светланы Бацан, краеведа Б.Ф.Щипачева и сайтов:

chel.aif.ru"Общество"177507;

ru.wikipedia.org"Каратабан;

mv74.ru"blog/archives/karataban-rodina-vasiliya...

Другие новости

г.Троицк. Городской дом культуры. Здесь в 2005 году начал свою работу Троицкий казачий культурный Центр «Родник»

С 2012 года в здании работает казачий культурный Центр г.Троицка и Троицкого района (руководитель Анатолий Ткачев, Заслуженный работник культуры РФ)

Объявления