Станица Долгодеревенская

11 апреля 2021 г.

К 30-летию 3-го Троицкого отдела ОКВ

   Это  поселение  было основано в 1748 году при мельнице хорунжего С. Племянникова,  у переправы через реку Зюзелгу (левый приток Миасса),  в районе её устья. Первые попытки заложить здесь поселение до основания Челябинской крепости (основана в 1736 г.) оказались неудачными из-за набегов кочевников.

   Во время прокладки дороги , связавшей Челябинск с Каслинским и Нязепетровским железоделательными заводами, здесь начала действовать ямская станция. У первых построек стали селиться крестьяне из Челябинской крепости, а также из Долматовского Успенского монастыря. Считается, что первопоселенцами в Долгой были четыре семьи Казанцевых. Затем, появились семьи Резепиных, Парфентьевых, Подкорытовых, Завьяловых.

   По переписи населения за 1763 г. поселение   значится -  деревня Долга. И в «Ревизских сказках» 1795 г. тоже есть информация по деревне Долгой. В это время Долгая была центром волости, куда входили деревни: Першино, Каштацкая, Прохорово, Шигаево, Казанцево, Синеглазово.

    Постепенно рядом с Долгой появлялись и другие поселки, представлявшие собою поначалу небольшие выселки по несколько дворов. За два-три десятка лет деревни разрослись, пополняясь за это время новыми переселенцами - обычно с близких районов Исетского края и среднего Урала. В то время земли Долгой волости почти полностью окружали маленький уездный городок Челябу.

  К концу 18 века население деревень этой округи было смешанным: крестьянским (новопоселенцы) и казачьим (выходцы из крепости Челябы). 

      Особенностью жителей села являлось наличие у людей большого количества домашнего скота. Обычным было иметь на один двор по 7 - 8 коров, 8 - 9 лошадей, по дюжине овец. Свиней держали гораздо меньше - это делали только зажиточные семьи (около половины хозяйств). Многие крестьянские семьи свою зажиточность от взоров государства скрывали, держа немалые  стада коров и овец на глухих заимках.         

    Значительная часть жителей села являлась тогда староверами - "раскольниками",  много энергии властей уходило на искоренение этого "зла". Так, например, летом 1780 г. в  Долгой и других близлежащих посёлках были проверены дома жителей на предмет выявления крамольных икон, несоответствующих принятым канонам. Найдено их было  большое количество.

   В начале 19 века Долгая обозначена на карте у почтового тракта из Челябинска в Екатеринбург, в деревне насчитывалось 58 дворов (401 житель: 76 казаков, 325 крестьян   В 1841 многие крестьяне села были переведены в казаки, деревня стала центром Долгодеревенской станицы 3-го Троицкого отдела ОКВ.

    Переход из крестьян в казаки проходил очень непросто. Нужно было менять обычаи и традиционный уклад жизни.   Теперь много непривычных хлопот легло на плечи новых казаков. Указания военного начальства касались теперь практически всего, даже такого ясного вопроса, как хозяйствовать на своей земле. Так,  "станичный начальник делал казакам своё распоряжение перепахивать на другой раз залог , а станичный судья Казанцов выезжал на сенокосные луга, осматривал их и для бедных участки отводил оные".

  Вскоре станут постоянными смотры перед начальством разного уровня. По несколько раз в год станут проводиться учебные стрельбы и другие подобные мероприятия. С трудом, понемногу, люди втягивались в новый образ жизни. В реальных делах, которые последовали через несколько лет, казаки данной станицы зарекомендовали себя очень хорошо, не раз за это были отмечаемы благодарностями и наградами высшего начальства.

    С 1829 по 1834 год на высоком правом берегу выстроили каменную Свято-Троицкую церковь с одним куполом и звонницей из камня.   Церковные службы в Долгой начались лишь весной 1834 г. Настоятелем сюда был назначен потомственного духовенства священник - Петр Михайлович Мамин (из Челябинского Христорождественского Собора). На колокольне было 2 больших колокола и 11 маленьких. Последними звонарями были Николай Болотов и Федор Завьялов. В праздники они звонили, малиновый звон колоколов был слышен  в Есаулке и Касаргах.  

    В 1932 году церковь была закрыта. С колокольни сбросили колокола, иконы вывезли. До 1936 года здание церкви стояло безхозным. В сентябре 1936 г. началась перестройка церкви в клуб. К основному зданию был приделан пристрой, который состоял из фойе, кабинетов и вестибюля. Клуб просуществовал в храме более 50 лет, до 1987 г. Потом здание простояло заброшенным 10 лет. В 1997 г. было принято решение о восстановлении церкви.

    Хотя у долгодеревенцев  была своя церковь,  для всех ее не хватало, поэтому многие ещё так и оставались прихожанами челябинской Троицкой церкви. В крупных поселках были построены собственные церкви: в Кременкульском в 60-е г.г. -  Всесвятская, в Баландинском к нач. 70-х г.г. - Михаило-Архангельская.

   В конце века в Есаульском поселке казак Михаил  Парфентьев построил на собственные средства Рождество-Богородицкую церковь. В начале 20 века во многих небольших поселках  также построили свои церкви-часовни. Происходило это по инициативе самих жителей.    После зачисления в ОКВ, в Долгой была организована  казачья школа. Там учились мальчики из разных посёлков своей и соседних станиц.  

    В 1866  в поселении было 142 двора, 891 жителей, имелись православная церковьчасовняпочтовая станция, в начале века были построены 2 школы, водяная мельница на р. Миасс, позднее появились фельдшерский и ветеринарный пункты.            В 1900  году в станице было уже 1099 жителей, в 1916 году  – 1584 человек .

   При постоянном проживании на одном месте, во многих поселках на протяжении почти 200 лет преобладали одни и те же фамилии. Самыми распространенными в данной округе были: Смолин, Подкорытов, Казанцев, Бухарин, Баландин, Быков, Колмогорцев, Щербаков .  По отдельным поселкам компактно были распространены - Болотовы, Гусевы, Завьяловы, Заварухины, Резепины, Спицыны, Кудрины, Куликовы, Костылевы, Марковы, Медяковы, Воложенины, Лисицины, Усовы, Тарасовы, Телицыны, Исаковы, Урюпины, Пастуховы, Шелеховы.

   Где-то до середины 80-х годов 19 века  все поселение составляло всего лишь одну улицу. Оно начиналось в том месте, где сейчас стоит почта, а заканчивалось Задней улицей, потом ее назвали Крестьянской. 

   Современная улица 1 Мая до революции называлась Старая. До 1925 года улицы в поселении вообще не имели названий, Свердловскую улицу называли просто «трактом». До революции улица Мира называлась Безбожная, а современная улица 50 лет ВЛКСМ носила имя Пожарная,  затем Школьная.

        На территории станицы было две заповедных рощи. Лес был очень ценным и  нужным товаром.  При больших лесных пространствах вокруг, лес тогда считался  общественным достоянием и, на каждую порубку приходилось спрашивать разрешения вплоть до начальника округа.

   Впрочем, Правление 3-го Троицкого отдела ОКВ практически не вмешивалось в местные дела, всегда давая положительные резолюции на просьбы - так что фактически всё решало местное руководство в лице общественного схода и поселковых атаманов. По результатам любой вырубки проходила проверка с составлением акта, а рубщик обязался убрать за собою даже щепу и ветки. В документах на эту тему всегда присутствовала фраза: "наш общественный лес".

   Недалеко от моста  находился дом самого богатого человека в станице – Ивана Ивановича Завьялова. Дом простоял более 150 лет, но в 2010 году его снесли и на его месте поставили магазин.

    Необычна история старого особняка в казачьем стиле. Дом сложен из мощных черных бревен, свезенных сюда в 30-е годы после раскулачивания. До сих пор заметно, что это  несколько изб, а не одно строение.   А напротив дома находился майдан – место сбора  казаков.   

   В 19 веке у моста ( переправы через Зюзелгу) была построена чайная. Больше 100 лет привечала она усталых путников. В 1950-х годах на месте чайной построили новое здание столовой, а потом кулинарии с кафетерием.

   Этот дом,  располагается наискосок к церкви, один из самых старых домов в селе с красивыми резными наличниками. Раньше здесь была больница. Дом стоит более 100 лет, а оконные наличники вырезаны руками лучшего долгодеревенского столяра и плотника Петра Попова, который работал здесь в начале 20 века.

   Возле аптеки стоит дом, который раньше принадлежал фельдшеру Ивану Григорьевичу, известного всем старожилам села. В 1930-х годах он был едва ли не единственным медиком в округе, и охотно помогал всем.

    За два с половиной века каких только построек не возводили вблизи этого участка тракта. Здесь были торговые лавки, спускавшиеся к реке, в них торговали сёдлами и дёгтем, орехами и конфетами, самоварами и посудой. В Советское время здесь построили два магазина -  "Овощи. Фрукты" и "Книги" .

   А казачья служба в станице шла своим порядком. Весной, как обычно, идут назначения: в Казань, Москву , а также в Чебаркуль - назначенных служить в  18 арт. батарею, находящуюся там.    Некоторым относительно везло - часть молодежи поначалу служила почти "дома". Обучение происходило в летнем лагере. После месяца-двух проведенных там, молодежь распределялась по разным местам службы. (Зимние квартиры учебного полка находились в Троицке.)

       Кроме направления в города, многих отправляли в командировки на "линию" - в степь (на сезон - летний или зимний), также на этапы - Екатеринбургский, Нижнетагильский и Верхотурский. После завершения командировок казаки возвращались домой. Следующая очередь в подобные сборные команды повторялась через 2-4 года. Таким образом, в течении двух десятков лет (когда человек числился служащим на казачьей службе) многие казаки бывали во всех местах .

   Можно добавить еще другие варианты службы -  командировки к казахским Султанам, для охраны лесов, в губернский центр - Оренбург, иногда в Уральск, на золотые прииски .

         События 50-х годов характерны военным продвижением России в Среднюю Азию. Многим местным казакам довелось принять в них участие. Особенно насыщенным, в этом плане, был 1853 год. Потом было тоже немало дел. После увеличения количества полков ОКВ, "долгодеревенцы" стали числиться в  10-м полку.

    В 60-е годы дел для казаков заметно прибавилось, соответственно - гораздо большим стало и число ветеранов боевых действий. Можно упомянуть поход в русскую Польшу для усиления армии в 1863 г.    Из-за экспансии России, которая несла  цивилизаторскую миссию кочевникам Великой степи (не трогая при этом их традиционной жизни), началась открытая война с Кокандским ханством. Но и мирные киргизы в степи преподносили иногда неприятные сюрпризы .

    Долгодеревенцы среди других казаков ОКВ в составе русских войск участвовали в двух взятиях Самарканда, городов Карши, Бухары, Каты-Курган.   За усердную службу многие казаки  награждались орденами , медалями и денежными премиями.

   Например,  урядник Андрей Пастухов награжден  медалью за поход 1853 - 56 г.г., орденом "За отличие, оказанное в деле 2 июня 1868 на зарабулакских высотах".

    Казак Александр Апокин, за 3 года службы в Туркестане - "За отличие, оказанное в делах 23-27 октября 1875 г. в Кокандском ханстве,  пожалован Знаком отличия военного ордена 4 степени...".

    Среди долгодеревенских казаков были и полные Георгиевские кавалеры  - Яков Зырянов, Игнатий Попов, Иван Усов.

        Патриархальная жизнь станицы начала заметно меняться  к концу 19 века. С появлением механизмов труд людей постепенно облегчался. Поначалу они были весьма дороги, чтобы их могло приобрести каждое хозяйство. Поэтому Войсковое начальство стало оказывать посильную реальную помощь для их приобретения . Для этого был создан "Особый капитал" и уже в 1899 г. станицы снабжаются "с.х. машинами и земледельческими орудиями на льготных условиях".

     В том году от каждого посёлка Долгодеревенской станицы поступило по два-три заявления о выдачи им с.х. машин. Развивалась кооперация хозяйств. Также широко практиковались ссуды и денежные займы.  Чаще люди брали небольшие суммы  для своих текущих нужд, например, для проведения свадеб, покупки скота, механизмов и т.д. Проценты по кредитам были небольшие.

    Стала развиваться система страхования. В основном страховали строения и имущество. Ведь , не смотря на строгие меры предосторожности, пожары иногда случались. Власти пытались ввести всеобщее страхование домов, но это не удалось - делали это лишь зажиточные граждане. А когда сгорало незастрахованное имущество, то погорелец получал лишь символическую сумму из общественного капитала.

    После неурожайных 1891-92 г.г. многим пришлось тяжело, в дальнейшем малоурожайные года тоже бывали. Как следствие этого - казаков вновь обязали делать общественную запашку и сбор хлеба в общественный фонд. Люди привычно подчинились, но, как и раньше когда-то, делали общую работу не так прилежно, как свою личную.

   Также появилась категория казаков "не способных к службе, но способных к труду" (они  платили за своё неучастие в армии символическую плату). Можно сделать вывод, что тот, кто не хотел служить, довольно легко мог это сделать .

   Другое дело, что в то время это мало кому приходило в голову. Почитание традиций, полное подчинение родителям, внушение сословного превосходства - все эти факторы играли большую роль в сознании. Сотни семей к тому времени стали казачьими династиями, обычно в 3 - 4 поколения.   А династии бывших "природных казаков", потомков выходцев из Челябинской крепости, число колен уже точно не помнили, считалось что они  "из покон веку" в казаках .

   Наравне с повседневным трудом, практически все семьи вели торговлю, но крупных торговцев было немного. На поставки товаров и право торговли в станице также распространялась власть местного самоуправления. Для этого объявлялись и проводились открытые торги. Выбирались те, кто предлагал более выгодные цены и условия. Винную торговлю еще с 1869 г. здесь вели братья Злоказовы (в пос. Есаульском с того же года - челябинский купец Федор Базанов ). Потом были и другие. Эта отрасль торговли не раз получала нарекания, но без неё было никак не обойтись.

     В начале века (1912 г.) поставку тёплых вещей здесь вёл Троицкий женский монастырь, конскую упряжь поставлял, также из Троицка, мещанин Михаил  Антонов. Присутствовали торговцы не только русские, но и евреи. Широкая торговля и кооперация давали свои плоды в виде полной занятости населения, стимулов для реального и быстрого наращивания материального благополучия, безбедной жизни.   Пресса, в виде газет и журналов, становилась широко доступной. В ней порой публиковались отзывы, впечатления иностранцев на состояние России тогда.

    Семьи в то время, как правило, были большими. Сам образ жизни того времени предопределял это. Также, обычно несколько близкородственных семей долгое время вели общее хозяйство. Так было легче в повседневной сельской работе - механизации еще не было, поэтому брали числом рабочих рук.

   Подросших сыновей женили рано - в 17-19 лет обычно. Свадьбы были самым дорогим удовольствием и длились по несколько дней. Обычно зимой, в январе-феврале. Если добавить, что в один день в церкви венчалось по несколько браков с одного посёлка, то можно представить, что пьяным несколько дней бывал также весь посёлок. Но о происшествиях в такие дни упоминаний почти нет.

   Пили и расслаблялись по-доброму, что немало говорит о нравственном состоянии и эмоциональном настрое людей. (Можно вспомнить Указ полкового Правления в 1856 г. о том, чтобы пили и гуляли не более двух дней.) С течением лет нескольким семьям в одном доме становилось тесно и начиналось строительство нового дома. И как следствие - разделение хозяйства. (Очень щепетильная процедура, всегда, занимавшая в сознании и памяти людей порою больше места, чем другие события.)

    После реформ 60-х годов в станицах стало реальным почти полное местное самоуправление. Люди сами выбирали из своей среды атамана, судей, доверенных лиц (окружное начальство утверждало их). Эти люди фактически осуществляли всю полноту местной власти. Если когда-нибудь в прежней России и существовала по настоящему народная власть, то это именно тогда - в последней четверти 19 века и начале 20-го. Потому что именно местная сильная, реальная власть и есть народовластие.

   Любые гражданские конфликты, проступки, спорные ситуации, мелкие преступления - разрешались быстро и эффективно местным выборным судом.

   Но случаи такие единичны. Многие казаки были  "не дураки"  выпить. Но буйство в пьяном виде считалось у казаков тяжким проступком. Бывало, еще не успев протрезвев, бедолага-буян оказывался под арестом. После выносилось решение суда и 7-10 суток не умеющий себя "по пьянке" контролировать, сидел на хлебе и воде в камере станичного Правления.

     Бытовые ссоры и происшествия составляли основную массу дел станичного суда. Чаще других в практике суда встречались дела о потраве посевов чужим скотом. Виновный, если находился, обязывался возместить ущерб, платил штраф. Нередко налагались штрафы за самовольную рубку деревьев.

     Можно сделать однозначный вывод, что при широком и реальном местном самоуправлении в казачьей общине эффективно работала система подавления различных негативных проявлений человеческой натуры, не получая у казаков их дальнейшего и крайнего развития. И соответственно, всё хорошее быстро отмечалось и перенималось. Да и сама власть была хоть и строгой, но нравственной - всё понималось и исходило с позиции  закона и нравственности.

   В том числе и  для начальства. Если кто-то нарушал его, то карьера такого начальника была предрешена. А сам прецедент широко освещался и обсуждался, не смотря на пресловутую "честь мундира". Так, в феврале 1912 г. во всех станицах был получен циркуляр окружного Атамана, где говорилось о злоупотреблении властью должностных лиц в одном из поселков  округа: «...где Атаман посёлка вместо того, чтобы быть примером справедливости перед своими подчинёнными, при выдаче ссуды жителям постарался прежде всего удовлетворить свой собственный аппетит, выбрав самый лучший кусок ссуды, прибавив к тому еще некоторый излишек.»

   При этом, в  тяжелые годы власти и общественность делали всё возможное, чтобы без тяжёлых последствий преодолеть последствия пожара или неурожая.    Образование казачьего населения было на хорошем, для своего времени, уровне. Школы были практически во всех посёлках (в т.ч. и для девочек, которые были  открыты на рубеже 70 - 80-х годов).

    По мере развития прогресса и повышения материального благополучия, в начале нового 20 века начиналось постепенное массовое развитие строительства. Семьи позажиточнее стали строить себе дома из кирпича.    И это пропагандировалось как благое дело - в плане сбережения лесов. Можно уверенно сказать, что кирпичное (и не только) производство вскоре стало бы везде массовым и дешевым.

     Но… Всё это - и строительный бум и налаженная добротная жизнь  было прервано революцией и гражданской войной 1917-20 г.г. и гибелью прежнего государства.   После  октябрьской революции разброд в умах людей ещё больше усилился, всё больше стал нарастать хаос в хозяйственной жизни. Всё это отобразилось и на сохранившихся документах.

     Делёж чужого имущества, глупые запреты, политика (точнее её примитивная форма в виде политиканства и популизма), все это нанесло социальной обстановке тяжелый урон. Первоначально советская власть на Урале в 1918 году была кратковременной, внесла много ветра и романтики в умы тех, кто в неё поверил, и смуты в умы не принявших её, но не задев практический образ жизни основной массы населения. Однако, позднее многие жесткие решения новой власти настроили против нее большинство казачества.

     За несколько недель новая власть была изгнана с Южного Урала. Хотя толчок к этому дал  белочешский мятеж, казачество практически сразу стало главной силой антисоветского движения . Началась большая гражданская война...

          Практически все призванные казаки ОКВ встали в ряды Белой армии, воюя - от Перми до Актюбинска, а также служа в тыловых частях.  В массе своей, они проделали очень длинный путь отступления с Урала годом позже, отмеченный, само собою, постепенным упадком духа и как итог этого - массовой сдачей в плен на милость победителей, осенью 1919 года - в Казахстане, и зимой  1920 года - в Сибири.

   Те немногие, кто рискнул остаться дома летом 1919 года, в полной мере испытали на себе «особое» отношение новой власти к казачеству. Кому-то это стоило жизни. Фамилии расстрелянных ЧК иногда публиковались в местной прессе, среди них есть и долгодеревенцы. Правда, вскоре, когда война откатилась далеко на восток, террор стих. Да и изымать, фактически, было уже некого. Мужского населения в станицах поначалу почти не было, даже подростки ушли с беженскими обозами во время летнего массового исхода.

    Осенью поредевшая беженская волна  прикатилась обратно. Немало стало возвращаться домой и армейских казаков, их не трогали, рабочих рук не хватало буквально везде, надо было начинать мирную жизнь.

    Зимой-весной 1920 г. далеко в Сибири - в Икутске и Красноярске, в Томске и Нижнеудинске , перебиваясь с хлеба на воду, прозябали-существовали бывшие белые казаки, числясь теперь красноармейцами, служили в караульных полках, госпиталях, трудовых батальонах, кое-кто "проверялся" в ЧК, в концлагерях.

    Были  среди них  и долгодеревенцы (среди огромной людской массы - только в районе Красноярска скопилось более 60 тыс. человек сдавшихся). Люди были ослаблены, многие болели, иные умирали. Если канцелярия в части была поставлена хорошо, то об умерших сообщали на родину.

   Большинство людей из Сибири домой вернулись к лету 1920 г. То, что происходило дома, оказалось не намного лучше. От хорошего урожая 1920 года осталось не так много - шла пресловутая "развёрстка". Но еда пока не стала дефицитом. Зато многочисленными стали разные болезни, тоже для кого-то кончавшиеся смертью.

       Но в 1920 г. мирная жизнь наступила далеко не для всех. В случайно сохранившихся бумажных обрывках, просьбах к новой власти от сидящих в челябинской тюрьме казаков есть, конечно, и фамилии долгодеревенцев (Бухарин, Скрипов, Тарасов и др.). Что с кем стало в дальнейшем, как говорится "Бог весть". Были расстрелянные, были отпущенные домой, были и умершие от болезней.

    В "Долгой" в то время квартировали воинские части, числом, в осень-зиму 1920 - 21 г., около 3 тыс. человек. Нетрудно представить, насколько это осложнило жизнь местным жителям. Запасы на тот момент ещё были, но уже виделась многим мрачная перспектива такой бездумной деятельности. Станичный исполком пока что был настроен революционно - перераспределял жильё и имущество, распределял продовольствие, следил за темпами развёрстки, наказывал подчинённых за плохую работу. С конца января главным вопросом для исполкома стал "назревающий кризис продовольствия".   Здесь удивляет наивность исполкома, вера в то, что жители дадут хлеба сколько надо, из мифических закромов. Вскоре ввели военное положение...

    Далее - зиму и всю весну исполком продолжал просить продовольствия у кого только можно, делая это всё более громкими и даже истеричными фразами. Но тщетно - в ответ поступали крохи. В апреле говорится, что - "уже немало наблюдается признаков заболеваний на почве недоедания". Новую власть многие презирают, но сопротивляться нет сил, да и на расправу она скора. Офицеры, естественно, были взяты на особый учёт, проходя перманентные перерегистрации.

    Главой станичного исполкома в течении первых лет новой власти был Петр Урюпин  - участник германской войны, бывший вахмистр. Но и с ним тоже случалась "проруха" - однажды не сдержавшись, он заявил, что хоть он идейный коммунист, но "когда хлеб забран подряд у всех - у богатых и бедных...слагаю с себя все обязанности, арестуйте меня, то мне будет лучше...и всем райпродкомам не верю и не признаю".  Этот нервный срыв ему простили - нервы то у всех тогда были не в порядке.

      Эти и другие действия властей довели в итоге ситуацию до полной продовольственной катастрофы.   "Весьма тяжёлое положение, в котором очутилось население Долгодеревенской станицы... не отлагая часу времени, возбудить ходатайство перед ЧелГубПродкомом о немедленном отпуске хлеба... никаких отлагательств в выдаче наряда на хлеб быть не должно, в противном случае мы слагаем с себя всякую ответственность...". Боялись "могущих произойти нежелательных последствий". Зря боялись, энергия сопротивления иссякла, по крайней мере,  организованная.

   В 1922 г. в больших количествах стало поступать американское продовольствие, спасшее от голодомора сотни тысяч людей в Челябинской губернии, в т.ч. в данной местности. Не смотря на это, именно этот год оказался наиболее тяжелым, т.к. практически замерла всякая экономическая деятельность, передох (съеден) в массе своей скот и главная тягловая сила - лошади.

    В 1923 г. стало заметно лучше - суррогаты, по сообщению исполкома, уже не едят. Но нормы потребления всё равно остались куцыми (впрочем, это стало уже привычным).      Не сразу изжились в сознании людей стереотипы прежнего правового сознания. Лишь в 1923 г.  были отобраны мельницы из личного пользования . От новой власти  пострадали не только  «бывшие» , а практически всё население.   И всё же - жизнь очень трудно, медленно, но постепенно восстанавливалась...

    С 1936 село Долгодеревенское становится административным центром Сосновского района, после войны - центральной усадьбой учебно-опытного хозяйства Челябинского института механизации и электрификации с.х. Здесь стали располагаться различные районные службы. После войны были построены  здания школы, сбербанка, суда, почты, магазинов, Дома культуры, ДРСУ .

   У школы в селе расположен  символический памятник учителям и ученикам – первым выпускникам средней школы. 20 июня 1941 года в районной газете было опубликовано письмо учителя Андрея Ивановича Воронцова о том, что выпускники школы идут в институты и военные училища.

   А 22 июня началась Великая Отечественная война , выпускники стали добровольцами и ушли на фронт. В первые же годы войны все они погибли. Им и поставили памятник. На каждой символической могиле – мраморная плита с фамилией погибшего. Скульптор - Валентин Иванович Кузнецов.

      В связи с тем, что территория села была исконно сельскохозяйственной, с 20-х годов здесь действовало несколько колхозов, позднее совхоз «Урал».  В 1962-м году на его базе создано учебное хозяйство ЧИМЭСХ, заслугой которого является строительство Северного микрорайона, объектов соцкультбыта.

   Рост населения райцентра значительнее всего сказывался на образовательных учреждениях. В 1958-м году в селе было построено трехэтажное школьное здание, через 20 лет к нему пристроили новое. К началу 2000-го года в здании, рассчитанном на 460 мест,  обучалось 1400 учащихся. В 2005 году была построена 3-этажная школ для 5-11 классов.

    Значительное влияние на развитие села оказало решение Совета Министров СССР о строительстве в окрестностях села газокомпрессорной станции. В 1979 году началось возведение станции, изменившее экономику и демографию территории. С пуском станции стало возможным строительство крупных промышленных предприятий, газификация сельской местности. Выросла численность ближних сел, началось возведение многоэтажного жилья, дорожное строительство. Зона компактной жилищной застройки газовиков, заложенная в 1994-м году за пределами Долгодеревенского,  получила название – «поселок Газовик».

   В 90-х годах Долгодеревенское практически полностью утратило сельскохозяйственную направленность, на территориях бывших ферм, молокозавода развернулось коттеджное строительство. На окраинах выросли коттеджные районы (п. Газовик, п. Молзавод). В центре, на месте ветхого фонда,  ведется строительство различных объектов социальной сферы и многоэтажного жилья.
В настоящее время руководство села делает ставку на развитие социальной инфраструктуры, благоустройство и коттеджное строительство, активно выделяются новые земли. Благодаря близости к областному центру, хорошему транспортному сообщению, экологии, развитости социальной инфраструктуры и развитию коттеджного строительства, Долгодеревенское начинает позиционироваться как элитный, благополучный пригород Челябинска.

    На территории села в настоящее время действует
весь спектр государственных учреждений (Администрация Сосновского района и Долгодеревенского сельского поселения, Полиция, ИФНС, регистрационная и кадастровая палаты, 2 банка. В селе работают районный дом культуры, общеобразовательная школа,  Детская школа искусств,
Многопрофильная районная Детско-юношеская спортивная школа , Физкультурно - оздоровительный комплекс «Уралтрансгаз» с плавательным бассейном, спортивные клубы «Бокс» , «Альянс» (футбол), 3 детских сада.
    В селе действуют Районный историко-краеведческий музей, Центральная районная библиотека, МУЗ «Сосновская центральная районная больница», станция скорой медицинской помощи ,кафе, столовые, пиццерия, несколько супермаркетов, множество разнопрофильных магазинов, достаточно развитый Сосновский рынок,
Свято-Троицкий храм. В Долгодеревенском можно получить полный спектр коммуникационных услуг, начиная от традиционной почты, заканчивая высокоскоростным доступом в Интернет.

 

   

  

   В информации использованы материалы статей челябинского краеведа Андрея Любимова, Ирины Русаковой, Андрея Мизерова, сайтов Интернета:  https://www.bibliososna.ru/news/biblio/2013/10/8/v-sentyabre-ispolnyaets...Из истории станицы Долгой;

 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0... ;  

 http://www.chelsosna.ru/?q=dolgoderevenskoe-selskoe-poselenie-2;

 

 

Другие новости

г.Троицк. Городской дом культуры. Здесь в 2005 году начал свою работу Троицкий казачий культурный Центр «Родник»

С 2012 года в здании работает казачий культурный Центр г.Троицка и Троицкого района (руководитель Анатолий Ткачев, Заслуженный работник культуры РФ)

Объявления