Казачья станица Усть — Уйская

17 марта 2021 г.

К 30-летию 3-го Троицкого отдела ОКВ

Согласно книге «История земли Целинной» (Куртамыш, 2004), в 1686 году игумен Исаак с братиею били челом Великим Государям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу о позволении строительства поселья Успенской обители Далматова монастыря в устье большой реки Уй.

В 1686 году поселье было заложено и получило название Усть-Уйское. Здесь монастырские крестьяне ловили рыбу. В 1687 году сюда прибыли пашенные крестьяне Омелька Назаров и Ивашка Кочесов со товарищи из Маслянской слободы, которые сняли в аренду рыбные ловли с платою в казну.

Жители занимались рыбным промыслом по речкам и озерам, а на возвышенных местах имели хмелевые, сенокосные угодья и горные промыслы. Со времени основания поселение не раз подвергалось нападениям киргиз — кайсаков.

В 1743 году на месте поселения была построена Усть-Уйская крепость с земляным валом. Позднее крепость стала казачьей станицей. По воспоминаниям старожилов станица Усть-Уйская условно была разделена на три части (края), граница проходила по Бараньему логу. Ближе к Роще располагалась Елшань (от прибывших елшанских казаков), в центре жили «каблуки», а за площадью — «телята».

Усть — Уйская — одно из старейших поселений нашего края, основана при организации укреплений Уйско — Тобольской пограничной линии и населена драгунами, гренадерами и казаками. В 1753 году в крепости располагалась две роты драгун и гренадерская рота 4-го эскадрона Оренбургского драгунского полка, общей численностью около 180 человек. Кроме них, в крепости проживали 358 мужчин и 406 женщин, 230 детей обоего пола.

13 мая 1764 года полк получил название полевой Оренбургский драгунский полк, а в конце 1768 года все подразделения полка были сосредоточены в Троицкой крепости. С декабря того же года полк был направлен в Астрахань, а в октябре 1769 г. обращены на комплектование Московского Легиона.

В период с 1768 года по август 1771 года в крепостях вместо Оренбургского драгунского полка службу несли подразделения Алексеевского пехотного, Шешминского, Сергиевского, и Билярского (бывших ландмилицких) драгунских полков.

В июне-июле 1771 года в Усть-Уйской крепости побывал историк, краевед Н. П. Рычков и описал её в своем труде «Дневные записки путешествия капитана Н. Рычкова в киргиз-кайсацкие степи в 1771 г.» так: «В ней одна деревянная церковь, до 400 обывательских домов и несколько казенных зданий, построенных для военных людей и начальников. Гарнизон состоит в одной роте драгун, в некотором числе солдат, и сверх сего для содержания летних форпостов и объездов от 200 до 300 человек казаков, башкиров и служилых татар».

В августе 1771 года Билярский, Шешминский, Сергиевский драгунские полки были расформированы, а их личный состав обращен на формирование 5 гарнизонных батальонов, которым определили штаб-квартиры в Озерной, Кизильской, Верхояицкой, Троицкой, Звериноголовской крепостях и 3 легких полевых команд , которые разместили в Оренбурге, Орске и Троицке.

В августе 1771 года был сформирован Звериноголовский пограничный батальон. Он нес службу в крепостях Звериноголовской, Крутоярской и Усть-Уйской. За время своего существования (чуть больше 65 лет) батальон неоднократно менял своё наименование, организацию и подчинение.

Поскольку большинство населения крепости было православным, после ее основания в 1744 году в ней строится временный храм ,а в 1821 году — каменный храм за счет казны, во имя Рождества Христова.

По воспоминаниям старожилов первая Усть-Уйская церковь находилась в центре села, являясь своего рода крепостью, где можно было укрыться. Это была так называемая Белая церковь, как называют ее и по сей день. Церковь была неприступной: ни пеший, ни конный не могли попасть сюда. Говорят, здесь во время набегов киргиз-кайсаков прятались жители всего поселения.

Позднее, когда опасность набегов миновала (2-я половина 1860-х годов), ограду вокруг церкви заменили на более красивую: фундамент выложили из кирпича, а на нем поставили чугунную с узорами ограду. Отапливалась церковь из подвала, а рядом находилась сторожка. В 1929 году церковь эта была перестроена под клуб. В советское время около Белой церкви ограду поменяли.

Есть в Усть-Уйской еще один храм, его называют Красная церковь, так как он выложен из красного кирпича. Говорят, эта церковь строилась долго, сооружалась она всем миром. Огромные двустворчатые двери, украшенные резьбой, располагались с южной, северной и западной сторон. С восточной стороны здание завершалось полукруглой апсидой. Перед каждым входом в храм возвышалось крыльцо.

Высокий барабан, несущий главу и венчающий церковь, был прорезан узкими полуарочными окнами, обрамленными резными арками. В строительстве башни-звонницы и барабана применена традиционная схема церковного зодчества — восьмерик на четверике, характерная для архитектуры тех времен.

Поражало богатство внутреннего убранства церкви. Старожилы вспоминают, что внутри было множество старинных икон, обрамленных позолотой, царские врата отделаны были резьбой по дереву и покрыты позолотой. Весьма просторный и высокий зал был перекрыт пологим сводом, вдоль стен и на потолке — фрески, рассказывающие о жизни святых, библейские сюжеты из жизни Христа — все это великолепие заставляло восхищаться.

В большие церковные праздники с купола опускалась огромная хрустальная люстра, на которой зажигались свечи. Говорят, из Белой церкви в Красную вел подземный ход. Церковь по сей день поражает своей красотой и величием, хотя большая часть ее в советское время была разрушена: сняты кресты, убран купол, до основания разобрана башня-звонница, сброшены колокола.

Рассказывают, что когда начали рушить церковь, на площади собралось все село. Большой колокол, упав, разбился. Когда дело дошло до разбора кладки звонницы, она никак не поддавалась, рабочие так до конца и не смогли разрушить башню. Стоит церковь и сегодня полуразрушенная, но величавая и гордая. До сих пор на стенах ее внутри сохранились фрески, почерневшие от гари и копоти, грязи и пыли.

В советское время в церкви хранили шерсть, с 1955 года туда ссыпали зерно. В 1965 году в храме был снят паркет и вывезен в с. Целинное для отделки пола в райкоме партии.

Усть-Уйская станица славилась торговлей — ярмарками, летней, осенней и зимней. В середине 18 века оживилась торговля с казахами. С 1760 года с ними в станице проходил меновый торг. В 1850-х годах в Усть-Уйской случился большой пожар, сгорели почти все дома.

В станице до сих пор помнят купца 1 гильдии Мартына Кузьмича Краснопеева. Мартын Краснопеев был самым богатым владельцем скота и хлеба по всей округе, скупал земли в Казахстане, владел паровыми мельницами в станице Усть-Уйское и селе Щучье .

Мука-крупчатка высшего сорта с его мельниц отправлялась в Санкт-Петербург, Ростов и за границу. В начале 20 века Краснопеев приобрёл легковой автомобиль , это была единственная легковая машина в Усть-Уйском. На средства купца в Усть-Уйском в 1900 году были построены 3 школы — для девочек, мальчиков и высшее начальное четырёхгодичное училище-гимназия, попечителем которого он являлся. На первом этаже гимназии располагалось казачье станичное управление.

До Октябрьской революции станица Усть-Уйская — экономический центр всех прилегающих русских (Луговской), украинских (Белояровский), татарских (Троебратное) и казахских (Кенаральская волость) селений, административно входила в состав Челябинского уезда. Через нее проходили пути до Западно-Сибирской железной дороги.

Усть-Уйская до революции слыла богатейшей станицей Оренбургской губернии, номинально считаясь юртом, то есть центром войскового соединения, полка. Население станицы к 20 веку составило более 10 тысяч жителей. Жители занимаются хлебопашеством и различными кустарными ремеслами: ткачеством, вязанием, валянием шерсти и другими.

Усть — Уйские казаки доблестно сражались в войнах, в которых принимала участие Россия. Не случайно, в станице помнят земляков, участников 1 Мировой войны — полных Георгиевских кавалеров Ивана Андронова, Алексея Беспалова, Алексея Леонова, Петра Новгородова, Николая Овчинникова, Николая Ярушина.
В Усть-Уйской насчитывалось две школы и одно высшее начальное училище-гимназия, почтовая станция и фельдшерский пункт. Революция, а затем политические репрессии 30-х годов прошлого столетия порушили не только весь казачий устой, формировавшийся на протяжении почти двух с половиной веков, но и фактически поголовно истребили взрослое мужское население станицы. С начала 1920-х годов и до 1950-х население в станице уменьшилось в 10 раз.

В 1920 году в Усть-Уйском районе появляются первые коллективные хозяйства. В 1931 году их насчитывалось уже 71 , наиболее крупным из которых являлась коммуна «Большевик». Это был колхоз — гигант, расположенный на территории в 60000 га, включающий в себя 1200 дворов.

Постановлениями ВЦИК от 3 и 12 ноября 1923 года в составе Челябинского округа Уральской области был образован Усть-Уйский район с центром в с. Усть-Уйское.

В годы Великой Отечественной войны 7 тысяч женщин Усть-Уйского района заменили ушедших на фронт мужчин: водили тракторы, вставали за штурвал комбайнов, руководили хозяйствами. За годы Великой Отечественной войны в фонд обороны страны трудящимися Усть-Уйского района было собрано 3 млн рублей, отправлено более 20 тысяч посылок.

Более 5,5 тысяч человек ушли на фронт из Усть-Уйского района, 3318 бойцов из них не вернулись. Более 1,5 тысяч фронтовиков награждены орденами и медалями, в том числе орденом Красного Знамени — 3 человека, орденом Красной звезды — 113 чел, орденом Славы — 39 человек, медалью «За боевые заслуги» — 150 человек, медалью «За отвагу» — 58 человек.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1953 года центр Усть-Уйского района перенесён из с. Усть-Уйское в с. Новокочердык (с 1963 года — Целинное).

Казаки возрожденной станицы поставили памятник в виде большого креста репрессированным и расстрелянным казакам в послереволюционные годы.

 

В информации использованы материалы сайтов:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%A3%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5;

https://uraloved.ru/goroda-i-sela/kurganskaya-oblast/selo-ust-ujskoe;

http://www.kurgangen.ru/History%20of%20Kurga/Tselinny%20region/Ust-Uysko...

 

 

Другие новости

г.Троицк. Городской дом культуры. Здесь в 2005 году начал свою работу Троицкий казачий культурный Центр «Родник»

С 2012 года в здании работает казачий культурный Центр г.Троицка и Троицкого района (руководитель Анатолий Ткачев, Заслуженный работник культуры РФ)

Объявления