Фестиваль Дружбы народов

Очень интересные народы населяют многонациональный Южный Урал. Однако, с годами некоторые из них растворились среди других. Например, тептяри, мещеряки, черемисы или мишари. Есть, однако, удивительный, небольшой народ, биография которого с годами становилась все значительнее. Речь идет о нагайбаках.

Еще каких — нибудь 20 лет о них мало кто знал. Однако, этот народ пережил славную историю и в последние годы эта история интересует земляков — южноуральцев все больше и больше. Прежде всего, это связано с государственными документами, где нагайбакипризнаны малым народом России. Кроме того, на карте Челябинской области есть Нагайбакский район — административная единица, а значит, есть и такой народ, который ее населяет. И еще, рост интереса к истории нагайбаков в последние годы объясняется и ростом интереса к истории оренбургского казачества.

Теперь уже широко известно, что на карте Челябинской области более 30 иностранных наменований населенных пунктов. Самые экзотические из них связаны с историей казаков — нагайбаков — это Париж, Лейпциг, Кассель, Фершампенуаз.

Оренбургское казачье войско было создано в середине 18 века для защиты восточных и юго-восточных границ России от набегов кочевников Дикой степи. В составе войска были представители многих национальностей: русские, татары, башкиры, казахи, даже французы и поляки. Были среди оренбургских казаков и представители малых народов России — тептяри, мещеряки, калмыки и нагайбаки. Кто же такие нагайбаки?
Говорят они на татарском языке и считается, что это крещеные татары, живущие в Челябинской области и в Башкирии. Однако сами нагайбаки считают себя отдельным народом. Нагайбаки относят себя к православной вере. Народ этот очень одарен, гостеприимен и трудолюбив. О казаках-нагайбаках в старину говорили, что они смелы, молодцеваты, независимы в речах, ловки и верны казачьему духу.

История южноуральскихнагайбаков начинается с 1552 года, когда после взятия Казани Иваном Грозным часть казанских татар насильно окрестили в православную веру и переселили в западную Башкирию.

С 1555 года крестили уже не насильно, а добровольно, для чего использовали выдачу жалования, разные льготы, подарки или наделение землей. Крестились тогда не только татары, но и некоторые башкиры, степняки-ногаи, удмурты, кара-калпаки. И всех новоиспеченных православных отправили жить на Южный Урал и защищать рубежи России. Это и были предки нынешнихнагайбаков.

На южноуральской границе тогда было беспокойно. Постоянно происходили набеги киргиз-кайсаков — так называли современных казахов, постоянно бунтовали башкиры, досаждали калмыки. Все они нападали друг на друга и на русские поселения. Для обороны границы империи строились остроги, крепости, в том числе и Нагайбакская.
С 18 веканагайбаки стали оренбургскими казаками, их наделили землями, освободили от налогов, они стали верой и правдой служить Вере, царю и Отечеству. Казаки-нагайбаки доблестно сражались в Отечественной войне 1812 года, в 1814 году вместе с русской армией они вошли в Париж.

После войны в войске стали создавать новые станицы и переселять туда нагайбаков.

Этим новым станицам и казачьим крепостям давали имена тех городов и мест, где воевали казаки: Лейпциг, Фершампенуаз, Кассель, Треббия... И наконец в 1843 году основали станицу, которой дали название ПАРИЖ!

Прошло более 150 лет. В 2005 году в южноуральском Париже построили копию Эйфелевой башни. После возведения башни село сразу стало очень известным. Здесь наладили выпуск сувениров, сюда стали приезжать туристы из Москвы, Питера и других дальних и ближних мест.
Из французского Парижа сюда приезжали журналисты газет «Фигаро» и «Либерасьон», был организован телемост между французским и южноуральскимПарижами. Французам было очень удивительно, что около нашей Эйфелевой башни пасутся гуси. А вместо реки Сены в селекосят просто сено.

Во второй половине 19 века граница Российской империи отодвинулась на юг и на восток. В состав России вошли казахские степи, а затем Хивинское ханство и Бухарский эмират. В составе Оренбургского казачьего войска казаки-нагайбаки принимали участие во всех войнах русской армии, в том числе, и в Первой мировой.
После революции нагайбаки пережили те же нелегкие испытания, что и все остальные народы России. Оренбургское казачество в 1918 году было упразднено. Однако, казаки — нагайбаки доблестно воевали в Великую Отечественную войну и сегодня готовы встать на защиту Отечества.

Сейчас Фершампенуаз — столица Нагайбакского района в Челябинской области, а Париж — село неподалеку. Сегодня, как и много лет назад, здесь живутнагайбаки — удивительный и гордый народ.

С 1990 года казачество на Южном Урале возрождается, и потомки казаков возвращаются к славной истории предков. Вот и недавно на Фестивале Дружбы в 116 школе Чуриловского поселка Челябинской станицы 3-го Троицкого отдела ОКВ со сцены звучали песни казаков — нагайбаков, дети показали элементы нагайбакской свадьбы и угостили жюри традиционными блюдами нагайбаков.

История казаков — нагайбаков продолжается!


г.Троицк. Городской дом культуры. Здесь в 2005 году начал свою работу Троицкий казачий культурный Центр «Родник»

С 2012 года в здании работает казачий культурный Центр г.Троицка и Троицкого района (руководитель Анатолий Ткачев, Заслуженный работник культуры РФ)

Объявления